НИЦ Строительство


Цементобетонное покрытие - будущее автомобильных дорог

08.06.2017

В Санкт-Петербурге 18.05.2017 состоялось совещание, организованное Российским Союзом строителей, редакцией журнала «ALITinform: Цемент. Бетон. Сухие смеси» и Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова. В ходе совещания обсуждалась тема: «Строительство автомобильных дорог с цементобетонным покрытием – новый драйвер развития цементной промышленности». Руководитель Центра технологии строительства НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство», кандидат технических наук Якобсон Максим Яковлевич принял участие в совещании, посвящённом строительству автодорог с цементобетонным покрытием.

Обсуждение началось с оценки качества дорог и срока их службы. Кандидат технических наук, начальник отдела научно-технического сопровождения АО «Институт «Стройпроект» Николай Николаевич Беляев ознакомил участников совещания со сравнительным анализом колееобразования асфальто- и цементобетонных дорожных покрытий и методами оценки истираемости. Николай Николаевич Беляев отметил, что колееобразование на трассах приводит к существенному снижению потребительских свойств дороги.

Также он рассказал об опыте различных стран по обеспечению повышения качества дорог. В частности, сравнил транспортный поток в различных странах и регионах РФ, нагрузку на ось, тип шипованных шин (массой шипа) и нормативную скорость движения. «Ограничение нагрузки на ось примерно одинаково повсюду, но по опыту северных стран зимой следует дополнительно ограничить скорость потока, массу шипа, поскольку при движении на шипованной резине с большой скоростью значительно увеличивается износ и колееобразование покрытия, – подчеркнул Николай Николаевич Беляев.

Директор департамента по производству и техническому развитию АО «Евроцемент груп» Ярослав Стоупа выступил с докладом, рассказав о строительстве дорог в России на основе применения гидравлических вяжущих. Он отметил, что в данный момент Россия находится на пятом месте в мире по протяженности дорожной сети и на 130-140 месте по качеству дорог. Также спикер подчеркнул, что дороги с цементобетонным покрытием в Европе и США (в федеральной сети) занимают 40-50%, в России – менее 3%. Докладчик подчеркнул, что дороги с цементобетонным покрытием имеют срок службы более 30 лет, а некоторые трассы – до 60-65 лет, что приносит большой экономический эффект. Также в ходе выступления Ярослав Стоупа выразил мнение о том, что необходимо совершенствовать нормативную базу строительства таких объектов.

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), заместитель председателя НТС ГК «Автодор» Виктор Васильевич Ушаков, анализируя положительные свойства цементобетонных покрытий автомобильных дорог в условиях России, подчеркнул, что такие трассы имеют значительные преимущества по сравнению с асфальтобетонными. Это высокая несущая способность, сохранение качества при воздействии высоких температур. Кроме того, такие дороги служат значительно дольше и не требуют частого ремонта.

Заместитель генерального директора ООО «Меридиан» Дмитрий Павлович Сапожников рассказал о строительстве автомобильной дороги «Меридиан», протяжённостью от границы России с республикой Беларусь и до границы с Казахстаном. Он анонсировал уникальный проект строительства участка дороги Китай-Западная Европа по территории России. 700 км такой трассы будет иметь цементобетонное покрытие и 1300 км – асфальтобетонное. Строить её планирует частный инвестор, за проезд установят плату. Примечательно, что новая дорога станет альтернативой Суэцкому каналу. По скорости передвижения эта трасса сопоставима с железной дорогой, а потому её эффективность очевидна. Что касается стоимости проезда, то он будет дороже, чем на водном транспорте. Также в своём выступлении Дмитрий Павлович Сапожников привёл расчёт объёмов грузового и легкового движения по этой трассе.

Кандидат технических наук, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Андрей Александрович Фотиади рассказал о зарубежном и отечественном опыте устройства барьерных ограждений из бетона. Он проанализировал опыт строительства ограждений из сборного и монолитного бетона на примерах МКАД и автомобильной дороги «Волга».

В ходе мероприятия было отмечено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. № 630-р утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года с перспективой развития до 2030 г. К 2019 г. отраслевыми органами власти в различных климатических зонах России должны быть реализованы пилотные проекты по строительству автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями. Такая мера рассматривается совместно с другими методами стимулирования спроса на цемент на внутреннем российском рынке.

Далее участники совещания отметили, что срок эксплуатации дорог с цементобетонным покрытием составляет 30-50 лет и более, и это без необходимости проведения существенного ремонта. Однако, для обеспечения качества и долговечности таких дорог необходима квалифицированная сырьевая база: для их сооружения требуются цемент, гранитный щебень, пески необходимого качества, новая система нормативных документов, в т.ч. по проектированию, строительству, эксплуатации дорог. В ходе совещания было отмечено, что будущее именно за сочетанием сети дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием.

Также по результатам дискуссии поступило предложение создать Ассоциацию строителей цементобетонных дорог, по аналогии с Американской ассоциацией дорожного бетона и Европейской ассоциацией строительства дорог с цементобетонным покрытием. Кроме того, планируется проводить регулярные конференции по дорожному бетону.

Специалисты институтов АО «НИЦ «Строительство» по предложению участников совещания примут участие в разработке системы нормативных документов по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог.

Все материалы раздела «Новости»